Мотрошилова Неля Васильевна

Окончила филос. ф-т МГУ (1956). С 1959 - в ИФ АН СССР (ныне РАН), в наст. вр.- зав. отделом истории филос. М.- отв. ред. «Историко-философского ежегодника», ряда др. изд., среди к-рых «Социальная природа познания: теоретические предпосылки и проблемы» (М., 1979); «Studien zur Geschichte der westlichen Philosophie» (Frankfurt a/M., 1986); «Философия Мартина Хайдеггера и современность» (М., 1991). М. внесла значительный вклад в иссл. западноевроп. филос. нового времени и XX в. В обл. нем. класс. филос. ее внимание сосредоточено на филос. Канта и Гегеля (в кантоведении: теория познания Канта; филос. права, учение Канта о свободе; в гегелеведении: проблемы системности у Гегеля; система категорий «Науки логики» как логики науки; соц. филос. Гегеля - филос. права, свободы, гражд. ­об-ва; специфика гегелевской феноменологии). В иссл. М. феноменологии и экзистенциализма на первый план выступают: концепция «чистого сознания» Гуссерля как филос. модель, содержащая объединяющую конструкцию существенных черт сознания и предлагающая методы их раздельного анализа («чистое созерцание» и описание сущностей). Обращается внимание на следующие черты: сознание - бесконечный поток, разделенный на целостные части (феномены), направленный на предмет (интенциональный), содержащий пересечения предметных аспектов (ноэматических) и относящихся к разл. свойствам актов (ноэтич.), содержащий «смыслодающие» функции, «чистые сущности» как «чистые возможности», приобретающий «временные» и «бытийственные» (онтол.) измерения, конституирующий такие целостности, как «мир», «природа», «бытие», «субъект», «чистое Я», «интерсубъективность». В посл. годы М. занимается детальным анализом 2-го тома «Логических исследований» Э.Гуссерля. Еще в 60-е гг. М. начала разрабатывать концепцию соц.-ист. обусловленности познания, к-рая в 80-90-е гг. была дополнена проблемами развития филос. и социол., мировой цивилизации, иссл. соц.-ист. корней нем. класс. филос. под углом зрения понятий «цивилизация», «эпоха», «историческая ситуация»; роль «официального» и «неофициального» филос. сообщества в развитии филос. и др. В 80-90-е гг. начато и продолжается иссл. истории рус. филос., особенно феноменологич. и ­экзист. (Л.Шестов, Г.Шпет, Б.Яковенко); исследуется перекличка филос. идей России и Запада в конце XIX в.-начале и конце XX в. Ряд иссл. М. посвящен новым и новейшим течениям в зап. филос., их представителям («филос. портреты» Ю.Хабермаса, В.Хесле и др.). В посл. вр. под руководством М. подготовлен и опубликован 4-томный учебник «История философии: Запад-Россия-Восток» (1994-1998), в к-ром в едином комплексе проанализирована история филос. разл. эпох, стран и регионов. М.- автор глав этого учебника, посвященных античной филос., филос. Нового времени (великие философы XVII в.; нем. филос. XVIII-XIX вв.); рус. филос. «серебряного века», зап. филос. XX в. М.- рук. и один из исполнителей проекта двуязычного нем.-рус. изд. собр. соч. И.Канта. Ответственный ред. и сост. (совм. с Ю.В.Синеокой) сб. «Фридрих Ницше и философия в России». СПб., 1999.

Сочинения:

  • Принципы и противоречия феноменологической философии. М., 1968;
  • Познание и общество. Из истории философии XVII - XVIII вв. М., 1969;
  • Marcuses Utopie der Antigesellschaft. (В соавт.). Berlin, 1971;
  • Гуссерль и Кант: проблема «трансцендентальной философии» // Философия Канта и современность. М., 1974;
  • Наука и ученые в уловиях современного капитализма. М., 1976;
  • Истина и социально-исторический процесс познания. М., 1977;
  • К проблеме научной обоснованности норм // ВФ. 1978. №7;
  • Учение о человеке в философии эпохи ранних буржуазных революций // Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983;
  • Путь Гегеля к «Науке логики». М., 1984;
  • Современное исследование философии Гегеля: новые тексты и проблемы // ВФ. 1984. №7;
  • Ориентации новой личности и их выражение в философии человека XVII столетия // Историко-философский ежегодник. 1986. М., 1986;
  • Диалектика системности и системность диалектики в «Науке логики» Гегеля // Философия Гегеля. Проблемы диалектики. М., 1987;
  • Социально-исторические корни немецкой классической философии. М., 1990;
  • Рождение и развитие философских идей. М., 1991;
  • Freiheit und Vernunft // Wiener Jahrbuch fьr Philosophie. Bd.XXIII. 1991;
  • Драма жизни, идей и грехопадения Мартина Хайдеггера // Квинтэссенция. 1992;
  • Парабола жизни Льва Шестова // ВФ. 1992. №1.;
  • Delineation of Gegenstдnd­lichkeiten in Edmund Husserl's 2 v. «Logical Investi­gation» // Analecta Husserliana. 1992. V.XXVII;
  • История философии: Запад-Россия-Восток. Т.I, II. (Под ред. и в соавт. с Н.Мотрошиловой); Т.III, IV. (Соред. и соавт. Н.Мотрошилова). М., 1994-1998 (2-е изд. IV т. М., 2000);
  • Значение книги С.Франка «Предмет знания» // Историко-философский ежегодник. 1997. М., 1999;
  • Дискуссии о философии Ф.Ницше в России серебряного века // Фридрих Ницше и философия в России. СПб., 1999;
  • Вл.Соловьев и Ф.Ницше. Поиск новых философских парадигм // Там же; «По ту сторону добра и зла» как философская драма // Там же; Варварство как оборотная сторона цивилизации // Философия, наука, цивилизация. М., 2000;
  • Интенциональность в «Логических исследованиях» Э.Гуссерля // ВФ. 2000. № 4;
  • «Идеи I» Эдмунда Гуссерля как введение в феноменологию». М., 2003;
  • Работы разных лет. Избранные статьи и эссе. М., 2005;
  • Мыслители России и философия Запада (В. Соловьев. Н. Бердяев. С. Франк. Л. Шестов). М., 2006;
  • Ст.: "Философия нового и новейшего времени", "«Феноменология духа»" Гегеля; "«Чистое бытие» (категория Гегеля)", "Трансцендентальный идеализм", "Гуссерль Э.", "«Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология» (соч. Гуссерля Э)", "Конституирование", "Финк О.", "Хабермас Ю.", "«Теория коммуникативного действия» (соч. Хабермаса Ю.)" и др. // Новая философская энциклопедия, т. 1 - IV, М., 2000 - 2001.