Мамардашвили Мераб Константинович

Родился в семье военного. Отец К.Н.Мамардашвили (1902-1970) был кадровым военным. После окончания Военно-политической академии в Ленинграде в конце 30-х годов он был направлен на Украину, вначале в Киев, а затем в Винницу, где его сын пошел в школу. Мать, К. П. Гарсеванишвили (1906- 1997) принадлежала к известному роду Гарсеванишвили, члены которого еще в XVII веке были воспитателями при дворе грузинских царей. После возвращения в Грузию (1941) М. продолжил учебу в 14-й средней школе города Тбилиси и окончил ее с золотой медалью.

М. поступил на философский факультет Московского университета, который закончил в 1954 году. В эти годы на философском факультете учились А. А. Зиновьев, Э. В. Ильенков, А. М. Пятигорский, Б. А. Грушин, Ю. А. Левада, Ю. Ф. Карякин, Г. П. Щедровицкий. Одна из его студенческих курсовых работ называлась "Роль труда в происхождении мышления". В конце 50-х - начале 60-х гг. они изучали "Капитал" Маркса.

После окончания аспирантуры в 1957 г. М. работает в редакции журнала "Вопросы философии", где публикует первые статьи "Процессы анализа и синтеза" и «Некоторые вопросы исследования истории философии как истории познания». В 1962 г. М. защитил кандидатскую диссертацию. В 1961 г. его командируют в Прагу в журнал "Проблемы мира и социализма" (1961-1966). Работая в Праге, он написал около 20 статей и рецензий.

М. получил первоначальную известность как марксист-новатор, который изобрел метод анализа превращенных форм сознания. С 1966 г. он работает в научных институтах Москвы (в Институте международного рабочего движения, в ИИЕиТ). В конце 60-х гг. читает лекции на психологическом факультете МГУ, в Институте кинематографии, на Высших курсах сценаристов и режиссеров, а так же в Институте общей и педагогической психологии АПН СССР. По приглашению своих друзей или по их рекомендации М. читает лекции в Риге, Вильнюсе, Ростове-на-Дону. Большой популярностью пользовались его лекции во ВГИКе в 70-е гг. В 1968 г. издает свою первую книгу "Формы и содержание мышления (К критике гегелевского учения о формах мышления)", на основе которой, 8 апреля 1970 г. в Тбилиси защитит степень доктора философских наук. В качестве официальных оппонентов на его защите выступали академик К.С. Бакрадзе, А. А. Зиновьев и проф. А.Ф. Бегиашвили. В 1972 г. ему присваивается звание профессора. По приглашению главного редактора журнала "Вопросы философии" И. Т. Фролова, он занимает должность его заместителя (1968-1974). После возвращения из поездки в Чехословакию и во Францию М. становится "невыездным" и только в 1988 г. вновь посещает Францию. Он стал обсуждать проблемы онтологии сознания с Александром Пятигорским в 1973 г., работая с ним над книгой "Символ и сознание" (спустя десять лет она была издана в Иерусалиме). "Трактат о развивающемся знании" (позже М. назвал ее "Стрела познания") он написал в середине 70-х гг., когда работал в Институте истории естествознания и техники. Это была плановая работа, сделанная в положенный срок, но, тем не менее, его уволили из этого института якобы за невыполнение плана. А на самом деле его уволили за несоответствие текста книги общепринятым идеологическим стандартам. И фактически по этим же причинам спустя три года его лишили кафедры в Институте кинематографии, после чего он в 1980 году уехал в Тбилиси, где стал работать в Институте философии АН Грузии.

В конце 70-х - начале 80-х гг. прочитанные им в это время курсы лекций по истории философии - вначале по античной философии и философии XX в., а затем о Декарте и Канте - решающая веха в становлении его как оригинального философа. В 1979 г. он читал в Риге курс лекций по философии познания. Жизненный путь М. имеет два периода. До пятидесяти лет, когда он реализовался как академический философ, получивший в сорок два года звание профессора и после пятидесяти, когда он стал вполне сложившимся мыслителем. В начале 80-х годов событием в духовной жизни Москвы стали публичные лекции М.К. Мамардашвили о Декарте и Канте.

Два года подряд НИИОПП и ВНИИТЭ приглашали М.К. для чтения лекций аспирантам институтов. После снятия В.В. Давыдова закрылся семинар по философским проблемам психологии. Потом был создан Межведомственный совет по проблеме "Сознание". Учредителями Совета были Госкомитет по науке и технике СССР и Военно-промышленная комиссия при Совмине СССР. Председателем Совета был назначен Евгений Павлович Велихов. Он ввел М. в состав Совета. Открылся семинар по проблемам сознания в Президиуме АН СССР под руководством Е.П. Велихова и ежегодные научные школы по этой же проблеме, проводившиеся в Грузии (Тбилиси, Батуми, Боржоми, Телави и т.д.). И в семинаре, и в школах М. неоднократно участвовал. Среди участников семинара были С. С. Аверинцев, А. В. Ахутин, Н.П. Бехтерев, Б. С. Братусь, М.Н. Вайнцвайг, В.В. Давыдов, В.Л. Деглин, B.C. Гурфинкель, А.В. Зинченко, В.В. Иванов, В.Ж. Келле, Ю.М. Лотман, Ю.И. Манин, В.И. Медведев, М.А. Мокульский, Н.Л. Мусхелишвили, Ю.П. Сенокосов, Л.И. Спивак, Н.З. Чавчавадзе, Ю.А. Шрейдер.

М. был мастером импровизации и мудрой философской беседы, его лекции чаще всего записывались на магнитофон и затем расшифровывались. После января 1981 года М. стал читать курс лекций "Картезианские размышления". В своих работах ("Античная философия", "Картезианские размышления" и "Кантианские вариации"), обращаясь к идеям Платона, Декарта и Канта, Мераб Константинович показывает, что у философии есть свой собственный язык и автономная сфера деятельности. В феврале 1982 г. в Тбилисском университете он читает очередной курс лекций, на этот раз о Марселе Прусте. Делал он доклады о Прусте во время своих приездов в Москву. В работах "Сознание и культура" и "Беседы о мышлении" М. систематизировал свои идеи. А в 1984 г., тоже в Тбилиси, прочитал еще один обширный прустовский курс. Свои идеи он развил так же в книгах: "Символ и сознание", "Трактат о развивающемся знании" и "Психологическая топология пути" (о романе М. Пруста "В поисках утраченного времени"). В 1986/87 учебном году в Тбилисском университете М.К. Мамардашвили был прочитан курс лекций по эстетике мышления, который стал фактически его последним, итоговым курсом.

Он умер 25 ноября 1990 года от разрыва сердца в аэропорту Внуково в Москве, возвращаясь на родину. Похоронен Мераб Константинович в Тбилиси (рядом с могилой отца).

При жизни Мераб Константинович были изданы всего три небольшие книги: "Формы и содержание мышления" (М., 1968), "Классический и неклассический идеалы рациональности" (Тб., 1984) и "Как я понимаю философию" (М., 1990). Остальное его наследие - курсы лекций, посвященные Декарту, Канту, Марселю Прусту, по истории античной и современной философии, "Введение в философию", а также подготовительные материалы к ним и многочисленные доклады. Значительная часть его наследия сегодня в России уже опубликована.

Сочинения:

  • Формы и содержание мышления (К критике гегелевского учения о формах познания). М.: Высшая школа, 1968, 192 с.
  • Символ и сознание (Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке). Соавтор А.М. Пятигорский. Иерусалим: "Малер", 1982, 276 с.
  • Символ и сознание. Метафизические рассуждения о сознании, символике и языке. Новое переработанное изд. Соавтор А.М. Пятигорский. М.: "Языки русской культуры", 1997, 218 с.
  • Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси: "Мецниереба", 1984, 82с.
  • Классический и неклассический идеалы рациональности. М.: "Лабиринт", 1994, 90 с.
  • Классический и неклассический идеалы рациональности. Тбилиси: КИМДР, 1994, 95 с.
  • Как я понимаю философию. М.: "Прогресс", 1990, 368 с.
  • Как я понимаю философию. 2-е изд., измененное и дополненное. М.: "Прогресс-Культура", 1992,415 с.
  • Мысль под запретом. (Беседы с А. Апельбуэн) // Вопросы философии. М., 1992. №4. С. 70-78; № 5. С. 100-115. Пер. с фр.: Merab Mamardachvili. La pensee empechee. Entretiens avec Annie Epelboin. Ed. de 1'Aube, 1991, 73 p.
  • Картезианские размышления (январь 1981). М.: "Прогресс-Культура", 1993, 352 с.
  • Meditations cartesiennes. Traduit du russe par Tanya Page et Luba Jurgenson. Solin, Actes Slid. 1997, 398 p.
  • Лекции о Прусте (Психологическая топология пути). М.: Ad Marginem, 1995, 548 с.
  • Грузия вблизи и на расстоянии. Тбилиси, 1995, 42 с.
  • Необходимость себя. Введение в философию, доклады, статьи, философские заметки. М.: "Лабиринт," 1996, 431 с.
  • Психологическая топология пути. М. Пруст "В поисках утраченного времени". Тбилиси, 1996, 760 с.
  • Психологическая топология пути. М. Пруст "В поисках утраченного времени". С.-Пб: Русский Христианский гуманитарный институт, 1997, 572 с.
  • Кантианские вариации. М.: "Аграф", 1997, 312 с.
  • Лекции по античной философии. М.: "Аграф", 1997, 312 с.
  • Стрела познания. Набросок естественноисторической гносеологии. М.: "Языки русской культуры", 1997, 304 с.
  • Эстетика мышления. М.: "Московская школа политических исследований", 2000, 416 с.
  • Современная европейская философия. XX век (в печати).

Литература:

  • Памяти философа // Вопросы философии. 1991. С. 5. С. 3-25.
  • "Мысль изреченная..." Сборник научных статей. М.: Российский открытый университет, 1991, 196с.
  • Конгениальность мысли. О философе Мерабе Мамардашвили. М.: Прогресс - Культура, 1994, 240 с.
  • Встреча с Декартом. Философские чтения, посвященные М.К. Мамардашвили. М.: Ad marginem, 1996, 438 с.
  • В.А. Конев. Семинарские беседы по "Картезианским размышлениям" М.К. Мамардашвили. Самара: Самарский университет, 1996, 106 с.
  • Г. Зинченко. Посох Мандельштама и трубка Мамардашвили. К началам органической психологии. М.: Новая школа, 1997, 334 с.
  • Произведенное и названное. Философские чтения, посвященные М.К. Мамардашвили. М.: Ad Marginem, 1998, 448с.
  • Георгий Маргелашвили. Философии индивидуальной субстанции. Тбилиси: НЕКЕРИ, 1998, 10с.
  • А.А. Исаев. Онтология мысли: введение В философию М.К. Мамардашвили. Сургут: Сургутский гос. университет, 1999, 102 с.
  • Чаадаев и Мамардашвили: перекличка голосов, проблем и перспектив. Пермь: Пермский политехнический университет, 2000, 384 с.
  • Философы XX века. Мераб Мамардашвили. Материалы республиканских чтений - 3. Метод.-издат. центр РИВШ БГУ, 2000, 168 с.
  • И.А. Бондаренко. Феноменология бытийственного сознания (опыт метафизики человеческого существования). М.: Изд-во МГУК, 1999, 102 с.